"Со дна моря подняли якорь первой половины прошлого века"
Событие прошло с участием корреспонданта «Одесской жизни»
На днях коллекция якорей, собранная на Гидробиологической станции Одесского национального университета имени И.И. Мечникова, пополнилась новыми экспонатами.
В этот музей не продают билеты
Море Олег Алексеевич, как и любой одессит, не просто любит. Оно стало неотъемлемой частью его жизни. Может быть, это из-за профессии: Ковтун – гидробиолог. А может быть, и наоборот, выбор профессии был определен любовью к морю… Но как бы там ни было, кандидат биологических наук, директор Гидробиологической станции Одесского национального университета Олег Ковтун и его коллеги собрали сегодня самую богатую в Украине коллекцию якорей. Большинство их подняты со дна моря. И у побережья Одессы, и в Крыму. Есть несколько якорей, найденных в реках, впадающих в Черное море – Дунае и Днепре.
После этого, по словам ученого, каждый год коллекция пополняется новыми экспонатами.
– На морском дне, – рассказывает Олег Ковтун, – часто встречаются различные следы деятельности человека. Много, конечно, всякого мусора, но попадаются и действительно ценные с точки зрения исторической науки предметы, которые должны исследоваться специалистами.
Самыми интересными, на его взгляд, являются якоря с турецких военных кораблей, изготовленные в восемнадцатом веке. Они хорошо сохранились, несмотря на то что несколько веков пролежали на морском дне. Теперь же эти исторические реликвии обрели вторую жизнь, получив «прописку» в музее под открытым небом, который находится на территории Гидробиологической станции ОНУ, на Малом Фонтане.
По мнению ученого, собранные экспонаты представляют большую ценность для историков университета, занимающихся исследованием древнего мореплавания. Самый большой из экспонатов имеет в высоту более двух метров. Самый маленький – всего 30 сантиметров. У некоторых якорей лапы деформированы, есть и «инвалиды», у которых одна из четырех лап отломана. Имеются и другие повреждения. У одного якоря разорван рым – кольцо, к которому привязывался канат.
Здесь же находятся керамические чаши и кувшины, также поднятые из морских глубин, и абордажная кошка, которой пользовались пираты при захвате вражеских кораблей. А у самого краешка выставки пристроился старый сундук. В таких моряки хранили свои вещи, а может быть, и драгоценности. Вместе со своим хозяином и кораблем он тоже затонул в Черном море лет сто пятьдесят назад…
В этот музей не продают билеты, не водят организованные экскурсии, но любой человек, интересующийся историей, может попасть сюда.
Бывает, говорит Олег Ковтун, якорь, найденный на дне, буквально рассыпается от прикосновения. И если не поднять то, что еще хранит море, его тоже не пощадят соленая вода и время. И тогда мы уже никогда не узнаем, какими были якоря на торговых судах восемнадцатого века или рыбацких баркасах девятнадцатого столетия…
Вот и сейчас, во время планового погружения под воду (Олег Алексеевич вместе с коллегами-гидробиологами регулярно проводит подводные исследования черноморской фауны и флоры), Ковтун метрах в семидесяти от берега на глубине шести-семи метров обратил внимание на торчавший из песка ржавый металл. Подергал его, как обычно делает в таких случаях, и увидел, что невдалеке зашевелился песок. Еще несколько энергичных движений, и из песка показалась лапа старинного якоря…
И вот погожим сентябрьским утром мы были готовы к выходу в море. В состав команды из четырех человек, которая собиралась поднимать якорь, Олег Алексеевич пригласил и автора этих строк.
Можно сказать, что нам повезло, так как буек, заранее привязанный Олегом Алексеевичем к якорю, остался на месте. Ни шторм, ни рыбаки его не тронули.
Надев акваланг, Олег Ковтун ушел под воду – проверить, на месте ли якорь. Убедившись, что все в порядке, он еще раз пошел на глубину, чтобы привязать подъемный канат. Дальше все было, как говорится, делом техники.
Но это была не последняя находка в этот день. В одно из последующих погружений Олег Ковтун нашел на дне еще один якорь. На этот раз маленький, от современной рыбацкой лодки.
Домой мы вернулись с «богатым уловом» – коллекция якорей пополнилась двумя новыми экспонатами. Теперь их у одесских ученых – тридцать восемь.
Ничего подобного в Украине больше нет.
Якорь работы греческого мастера
Найденный якорь относится к первой половине прошлого столетия. Скорее всего, его оставило у берегов Одессы небольшое торговое судно.
Судя по клейму, которое выбито на якоре, он был изготовлен греческим мастером.
Кстати
На гербе Одессы изображен четырехлапый якорь, которые использовались на торговых и военных судах восемнадцатого века.